Для Москвы: +7-916-262-69-45

Для регионов: +7-927-217-93-63

Skype: Dipplanet

E-mail: info@diplanet.ru

ICQ:488-612-958

В честь Всемирного Дня Учителя с 5 по 8 октября в нашей компании действует специальная акция на заказы всех студенческих работ со скидкой 20%! Спешите заказать работу!

Формирование исследовательских умений младших школьников

Формирование исследовательских умений младших школьников

Цена: 450 руб.


Год: 2007
Автор научной работы: Семенова, Наталия Альбертовна
Ученая cтепень: кандидат педагогических наук
Место защиты диссертации: Томск
Код cпециальности ВАК: 13.00.01
Специальность: Общая педагогика, история педагогики и образования
Количество cтраниц: 203

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования умений исследовательской деятельности младших школьников
§1. Анализ проблемы исследовательской и учебно-исследовательской деятельности школьников.
§2. Эволюция дидактических представлений об учебно-исследовательской деятельности в отечественной и зарубежной педагогике
§3. Уровни развития умений исследовательской деятельности учащихся начальной школы и педагогические условия их формирования
Выводы по главе 1
Глава 2. Реализация процесса формирования исследовательских умений младших школьников и экспериментальная проверка его эффективности
§1. Технология формирования у учащихся начальных классов умений исследовательской деятельности.
§2. Реализация технологии формирования исследовательских умений младших школьников.
§3. Организация и результаты экспериментальной работы по формированию исследовательских умений учащихся начальной школы.
Выводы по главе 2

 

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность. В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.
В Концепции модернизации общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся учащимся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств - научного мировоззрения, чувства ответственности, организованности. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и самообразования личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного ' развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует предметные и общие умения. Данные исследований (А.В.Леонтович, А.Н.Поддьяков, А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения некоторым элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
- социальным заказом на творческую, самостоятельную личность;
- потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; -необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности в учебном процессе начальной школы.
В психолого-педагогической литературе рассматриваются следующие аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников: истоки подходов к решению проблемы исследовательской деятельности можно увидеть в трудах отечественных (Н.В.Бунаков, В.П.Вахтеров, Н.И.Новиков, Н.И.Пирогов, Б.Е.Райков, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.) и зарубежных (Дж.Бруннер, А.Дистервег, Дж.Дьюи, Я.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, С.Френе и др.) педагогов - классиков. Проблемы методов познания раскрыты в работах В.П.Ворожилова, Л.А.Друянова, А.А.Королькова, А.Н.Кочергина и др. Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы Д.Б.Богоявленским, И.А.Ильницкой, И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым, М.Н.Скаткиным; обоснование развивающего обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.А.Менчинской, М.М.Скаткиным, В.А.Сластениным, Н.Ф.Талызиной, Б.М.Тепловым, Д.Б.Элькониным, И.С.Якиманской; значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И.Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности описаны А.Н.Поддьяковым,
А.И.Савенковым; теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Т.А.Камышниковой, Г.В.Макотровой, А.В.Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Миторош, В.П.Ушачевым.
Опираясь на указанные научные труды, творчески работающие педагоги стремятся организовывать в практике обучения исследовательскую деятельность школьников. Однако это касается в первую очередь организации исследовательской деятельности учащихся старшего и среднего звена, а в отношении начальной школы теория и подобная практика не получила достаточного освещения. Поскольку исследовательская деятельность достаточно сложна, она изучается в подавляющем большинстве случаев на подростках. Считается, что младшие школьники к ней не готовы. В то же время в отечественной психологии существует богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности детей (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, А.Н.Поддьяков, А.И.Савенков, Н.Ф.Талызина). Однако в педагогике проблема организации исследовательской деятельности младших школьников является слабо разработанной. Таким образом, становится очевидными противоречие между гуманистической ценностью исследовательской деятельности сообразной возрасту младших школьников и недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике условий и технологии для ее практического применения в образовательном процессе массовой начальной школы.
Проблема исследования состоит в том, что теоретически не обоснованы и практически не выявлены учебно-исследовательские умения, критерии и уровни их сформированности, а также адекватные организационно-педагогические условия их формирования у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования исследовательских умений младших школьников.
Объект исследования: учебно-исследовательская деятельность младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия процесса формирования исследовательских умений младших школьников на специально организованных учебных занятиях.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические аспекты формирования умений учебной исследовательской деятельности в начальной школе: раскрыть эволюцию дидактических представлений об исследовательской деятельности; проанализировать сущность понятий «учебная исследовательская деятельность», «учебные исследовательские умения»; раскрыть содержание и структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся младших классов.
2. Разработать систему исследовательских умений младших школьников; установить критерии и уровни их сформированности у учащихся начальных классов, а также педагогические условия их развития.
3. Разработать технологию формирования исследовательских умений младших школьников с учетом педагогических условий организации учебно-исследовательской деятельности, осуществить экспериментальную проверку её эффективности.
Гипотеза исследования: Процесс формирования исследовательских умений младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: 1) будет осуществлен учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации исследовательской деятельности и развитие их мотивации к исследовательской деятельности; 2) реализована позиции педагога-организатора учебного исследования и его деятельность, направленная на создание творческой образовательной среды для развития исследовательских умений; 3) разработана и реализована на специальных учебных занятиях технология организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Теоретико-методологическая основа:
- философские и психолого-педагогические концепции развития личности в деятельности (А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, А.Р.Лурия, Б.П.Никитин, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, и др.); психолого-педагогические теории развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.М.Матюшкин, Н.А.Менчинская, В.Д.Шадриков, Д.Б.Эльконин, и др.); идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики (Ш.А.Амонашвили, М.Монтессори, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой Н.Ф.Талызина, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.);
- теоретические концепции познавательной активности и самостоятельности учащихся (Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, и др.), творческого саморазвития личности (В.И.Андреев, А.М.Матюшкин и др.);
- концепция развития исследовательской деятельности детей (Н.Г.Алексеев, А.В.Леонтович, А.С.Обухов); психологическое обоснование развития исследовательской активности в детском возрасте (А.В.Леонтович, А.Н.Поддьяков, А.И.Савенков).
-концептуальные основы педагогических технологий (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, В.М.Монахов, И.Ю.Соколова и др.) Методы исследования:
- теоретические методы: анализ философской, психолого-педагогической литературы, учебно-методической документации; анализ государственных образовательных стандартов и учебников; исторический анализ проблемы и предмета исследования; моделирование в аспекте исследуемой проблемы;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение; диагностика (опросники, диагностические беседы); педагогический эксперимент; анализ продуктов учебной и педагогической деятельности.
Для обработки данных использовались метод машинной обработки, графического представления результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись 12 классов начального звена МОУ СОШ №4 им. И.С.Черных г. Томска, из них четыре экспериментальных класса и восемь контрольных. В эксперименте было задействовано 300 учащихся, 14 педагогов - классных руководителей первых-четвертых классов, психолог начального звена, логопед.
Этапы исследования:
1 этап (1999-2000 г.). Выбор концептуального аппарата, определение объекта и предмета исследования, гипотезы, целей и задач исследования, изучение философской и психолого-педагогической литературы, обобщение отечественного и зарубежного опыта по проблеме организации учебно-исследовательской деятельности.
2 этап (1999-2001 г.). Разработка комплекса диагностических процедур для определения уровня развития исследовательских умений младших школьников. Проведение констатирующего эксперимента. Разработка технологии развития умений исследовательской деятельности младших школьников.
3 этап (1999-2006 гг). Проведение формирующего эксперимента, обработка и сопоставительный анализ эмпирического материала, его теоретическое осмысление, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций по реализации педагогической технологии формирования умений исследовательской деятельности младших школьников, оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования: 1. Выявлены и обоснованы педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, мотивированность учебно-исследовательской деятельности, гуманистическая позиция и деятельность компетентного педагога по созданию творческой образовательной среды и организация специальных учебных занятий для формирования учебно-исследовательских умений учащихся).
2. Разработана в соответствии с установленными педагогическими условиями и апробирована технология формирования исследовательских умений младших школьников, подразумевающая организацию коллективных, групповых, индивидуальных детских исследований, алгоритмизацию исследовательских действий, использование проблемных, исследовательских, эвристических методов в процессе обучения.
Теоретическая значимость:
1. Выявлены и систематизированы умения учебно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов (умения осуществлять исследование, умения работать с информацией, умения организовывать свою деятельность, умения представлять результат своей учебно-исследовательской работы, умения анализировать ход учебно-исследовательской деятельности и оценивать её результаты);
2. Установлены и обоснованы критерии сформированности исследовательских умений младших школьников (практическая готовность к осуществлению учебно-исследовательской деятельности, мотивация к исследовательской деятельности, проявление креативности, самостоятельность при проведении исследования) и уровни их сформированности у младших школьников (исходный, начальный, продуктивный, креативный).
Практическая значимость:
1. Разработано содержание спецкурса «Исследовательская деятельность в начальной школе» (в объеме 105 часов) и создано его учебно-методическое обеспечение: календарно-тематическое планирование, методические рекомендации, диагностические задания. Спецкурс был реализован в МОУ СОШ № 4 г. Томска и может быть рекомендован к использованию в обучении младших школьников;
2. Созданы дидактические материалы (памятки и алгоритмы работы над учебным исследованием, исследовательские задания, игровые приемы), а также диагностические материалы для оценки уровней сформированности исследовательских умений младших школьников (опросники для педагогов и учеников, задания для учащихся, критерии оценки продуктов учебного исследования).
3. На основе материалов и результатов исследования разработан и реализуется спецкурс «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе» для студентов педагогического факультета Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) по специальности «Педагогика и методика начального образования». Аналогичный курс разработан и реализуется для педагогов начальной школы, обучающихся в режиме Факультета повышения квалификации (ФПК) ТГПУ.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, использованием системы методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки испытуемых, длительностью исследования, экспериментальной проверкой эффективности разработанной технологии; непротиворечивостью полученных опытных данных и их сравнимостью с массовой практикой.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения проведенного исследования обсуждались на международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации», международной конференции «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста» (г.Томск, 2003-2004 гг.); V- VI Общероссийские межвузовские конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»; (г. Томск, 2000-2003 гг.); на III научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения А.С.Макаренко, 20-летию ВДЦ
Океан», (г. Владивосток 2003 г.); региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ТГПУ и 25-летию факультета начальных классов; на методических семинарах по проблемам развития начальной школы (г.Томск). Материалы исследования использовались в практической работе школы г.Томска по организации исследовательской деятельности, в учебном процессе на педагогическом факультете и ФПК ТГПУ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Под учебно-исследовательской деятельностью понимается специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, в процессе реализации которой ими осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие знаний с использованием доступных методов исследования. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности. Ее организация в начальной школе предполагает формирование системы исследовательских умений (поисковых, информационных, организационных, умений оформлять и представлять результат своего исследования, оценочных умений).
2. Процесс формирования Исследовательских умений учащихся начальных классов строится с учетом следующих педагогических условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей при организации учебного исследования; развитие мотивации к исследовательской деятельности; деятельность педагога по созданию творческой образовательной среды и обеспечения систематичности процесса формирования исследовательских умений. Важным является также и характер обучения: оно должно быть проблемно-исследовательским, направленным на личностное и интеллектуальное развитие детей;
3. Для отслеживания динамики развития исследовательских умений младших школьников необходимо разработать соответствующие критерии и уровни их сформированности. Такими критериями являются: практическая готовность к осуществлению учебного исследования, мотивационное отношение к исследовательской деятельности, проявление креативности и самостоятельности в её реализации. В соответствии с данным критериями умения учебно-исследовательской деятельности могут быть сформированы на разных уровнях: исходном, начальном, продуктивном, креативном.
4. Результативность формирования исследовательских умений учащихся младших классов определяется педагогической технологией организации учебно-исследовательской деятельности детей, предполагающей проведение специальных занятий во вторых-четвертых классах по курсу «Исследовательская деятельность в начальной школе». Данная технология включает применение педагогом исследовательских, проблемных, эвристических методов, алгоритмизацию этапов исследования, проведение коллективных, групповых, индивидуальных учебных исследований.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 211 наименований, содержит 4 таблицы, 2 схемы и 9 приложений. Общий объем работы составляет 203 страниц. Основной текст 144 страниц.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Концептуальную основу технологии формирования умений учебно-исследовательской деятельности представляют идеи личностноориентированного и деятельностного подходов. Цель технологии организации исследовательской деятельности в начальной школе в нашей экспериментальной работе - осуществить работу по формированию первоначальных исследовательских умений младших школьников: поисковых, информационных, организационных, умений презентовать результат своей исследовательской работы, оценочных. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: формирование ценностного отношения учащихся к знаниям, мотивации процесса получения знаний; ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с методами исследований; формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, представлять ее результат, анализировать и оценивать ее.
Достижение цели и реализация задач осуществляется педагогом путем создания особых педагогических условий при организации исследовательской деятельности, а именно: учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, мотивированность исследовательской деятельности, гуманистической позиции и творческой деятельности педагога, организующего исследование, обеспечение систематичности учебно-исследовательской деятельности путем ведения специальных учебных занятий по спецкурсу «Исследовательская деятельность в начальной школе»; использования проблемных, исследовательских методов обучения; включения учеников в самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность; диагностических процедур по формированию исследовательских умений.
Технология подразумевает включение младших школьников в специально организованную исследовательскую деятельность. В первом классе - на основе реализации деятельностного метода в процессе обучения и применения проблемных методов, во втором-четвертом классах - на основе специальных занятий по исследовательской деятельности, включающих ознакомление детей с историей известных открытий и изобретений, формирование представлений об исследовательской деятельности, ее специфике; формирование умений исследовательской деятельности; осуществление учебных исследований на практике.
Эффективность и целесообразность реализации технологии формирования и развития исследовательских умений младших школьников подтверждена результатами пятилетнего исследования.
На этапе констатирующего эксперимента определялась оценка исходных позиций развития исследовательских умений учащихся. Для оценки уровней развития использовались разработанные опросники, анализ продуктов деятельности, педагогическое наблюдение. В процессе формирующего эксперимента проводился ежегодный срез (измерение) уровней сформированности исследовательских умений в контрольных и экспериментальных классах, затем осуществлялся сравнительный анализ, который показал более высокий уровень развития исследовательских умений младших школьников в экспериментальных классах по сравнению с контрольными. К концу четвертого класса в экспериментальных классах наибольший процент учащихся (52 %) достиг креативного уровня, а в контрольных классах продуктивного (52%- в контрольных классах с развивающей системой обучения и 56% - в классах с традиционной). Количество учащихся, оставшихся на начальном уровне, наибольшее в контрольных классах с традиционной системой (28%), в контрольных классах, обучающихся по системе развивающего обучения -около 20 %, и наименьшее количество (8 %) - в экспериментальных классах.
Заключение.
Социальный заказ определяет потребность в людях, обладающих научным мышлением, умеющих творчески и самостоятельно находить решение возникающих проблем, способных адаптироваться к изменяющимся условиям. Подобные качества, как показывают исследования ряда авторов, закладываются уже в начальном звене школы, если у учащихся развивать умения, связанные с реализацией самостоятельного поиска знаний, с осуществлением исследования.
В настоящее время в начальной школе реализуются попытки организации исследовательской деятельности преимущественно в рамках программ развивающего обучения (JT.B. Занкова, Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, «школа 2000.»(2100)), и в то же время существует противоречие между потребностями педагогов в целостной технологии развития исследовательских умений детей и отсутствием системы учебных занятий ее реализации. В связи с этим возникла необходимость в выявлении структуры и содержания учебной исследовательской деятельности младших школьников; в описании уровней развития исследовательских умений, разработке путей диагностики данных уровней, в определении педагогических условий эффективности их формирования. Этому посвящено диссертационное исследование, которое направлено на выявление эффективности разработанной автором технологии формирования исследовательских умений младших школьников, реализуемой на занятиях по курсу «Исследовательская деятельность в начальной школе».
По результатам исследования можно сформулировать следующие выводы:
1.Теоретический анализ позволил рассмотреть учебную исследовательскую деятельность младших школьников как познавательную, творческую, целенаправленную, активную, мотивированную и сознательную деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую этапам научной исследовательской деятельности, позволяющую использовать методы познания на доступном для детей уровне с различной степенью самостоятельности; результатом которой является формирование познавательных мотивов, умений исследовательской деятельности, субъективное, новое для учащегося знание, личностное развитие.
2. Учебные исследовательские умения младших школьников представляют собой интеллектуальные и практические умения, подразумевающие выбор и применение методов познания на доступном для младших школьников уровне, соответствующие этапам учебного исследования и направленные на выполнение исследования или его части с возможной степенью самостоятельности. В исследовании установлены пять групп умений учебно-исследовательской деятельности в начальной школе: поисковые, информационные; организационные; умения представления результатов; оценочные умения.
3.Выявлены критерии (практическая готовность и мотивация к ведению исследования, проявления креативности и самостоятельности в процессе учебного исследования), позволяющие оценить степень сформированности умений исследовательской деятельности младших школьников и определены на их основе уровни сформированности умений исследовательской деятельности учащихся начальных классов (исходный, начальный, продуктивный, креативный).
4.0боснованы следующие педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации обучения исследовательской деятельности и опора на эти особенности; - мотивированность исследовательской деятельности школьников; -научно-методическая готовность педагога, его способность к созданию творческой исследовательской среды, владение проблемными методами обучения; направленность на систематичное и целенаправленное формирование у учащихся начальных классов умений учебно-исследовательской деятельности, позиция педагога как организатора учебно-исследовательской деятельности.
5. Экспериментальная работа осуществлялась в течение пяти лет в начальных классах МОУ СОШ №4 путем реализации технологии формирования умений учебно-исследовательской деятельности. Технология подразумевает использование в учебном процессе проблемных, эвристических, исследовательских методов обучения; во вторых-четвертых классах введение спецкурса «Исследовательская деятельность в начальной школе», в рамках которого педагог организует деятельность, направленную на формирование исследовательских умений учащихся: специальные задания, коллективные, групповые и индивидуальные учебные исследования. Работа с педагогами велась путем организации семинаров, круглых столов, взаимопосещений занятий по спецкурсу с последующим анализом, совместного осуществления диагностики.
6. Диагностика уровней сформированности исследовательских умений осуществлялась посредством специальных опросников, педагогического наблюдения, оценки продуктов учебной деятельности. Результаты экспериментальной работы указали на более высокие уровни сформированности исследовательских умений учащихся экспериментальных классов по сравнению с контрольными. В четвертом классе в экспериментальных классах 52 % учащихся достигли креативного уровня, в контрольных классах с развивающей системой обучения 32%, а в классах с традиционной системой -16 %. Количество учащихся с начальным уровнем наибольшее в контрольных классах, обучающихся по традиционной системе -28%, и наименьшее количество (менее 10%) - в экспериментальных классах.
Описанные положения подтверждают сформулированную гипотезу и отвечают заданной цели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДИССЕРТАЦИИ

1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. С. 64-68.
2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников,- 2002.- №1.- С. 24-33.
3. Алексеева Е.М. Второклассники и конференции. Начальная школа.-№10- 2001.-С.66-71.
4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. -М.: Сов. радио, 1979. 175 с.
5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, Университетское. 1990,- 560 с.
6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1996,- 495 с.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. -М.:Педагогика, 1980.-288 с.
8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 1.-Казань: КГУ,1998. 624 с.
9. Андреев В.И. Педагогическая оценка исследовательских умений старшеклассников и студентов в условиях эвристического программированного обучения //Совр. Высш. Школа .-1978. №1.
10. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. -М.: Высшая школа, 1981. -240 с.
11. Арсенова С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки: Дис. .канд. пед. наук.- М., 1990.-215 с.
12. Атутов П.Р. Технологии и современное образование //Педагогика.-1996.-№2 -С. 11-14.
13. Афиногенов A.M., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников.// Исследовательская работа школьников //Научно-методический и информационно-публицистический журнал. -2003- № 1 -С.48-51.
14. Ахметвалиева М.Г. Развитие познавательных способностей младших школьников: Дис. .канд. пед. наук.- Саратов.- 2001. 160 с.
15. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения, общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. -254 с.
16. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.:ИПО, 1995.-329 с.
17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
18. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников //Вопросы психологии. -1969. -№ 2.
19. Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001,- с. 80-87.
20. Брунер Д. Процесс обучения /Перевод с англ.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -84 с.
21. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.- 93с.
22. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. -151 с.
23. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. Пособие .- Калининград, КГУ.- 1995.- 72 с.
24. БСЭ /гл. ред. А.М.Прохоров , 2-е издание. М., 1978.
25. Бухвалов В.А. Технология работы учителя-мастера. Рига:
26. Педагогический центр «Эксперимент», 1995 -170 с.
27. Винниченко П.Ф. Из истории исследовательского метода.-М., 1948, с.109-137.
28. Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Комсомольск-на -Амуре, 2004. -21 с.
29. Ворожилов В.П. Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории. Новосибирск: Наука, 1990.-289 с.
30. Воронов В.В. Технология обучения: Учебное пособие.- М.: «Педагогика школы в двух словах», 2002.
31. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение, 1991.
32. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 536 с.
33. Галковская И.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения: Дисс.канд. пед. наук. С.Пб., 1999.- 153 с.
34. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.-М.: МГУ, 1985.- 82с.
35. Герасимов И.Г. Научное исследование М.; Политиздат, 1972. - 279 с.
36. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа -Пресс, 1995,- 448 с.
37. Гол ант Е.Я. Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. 4.1 -М., 1969. 182 с.
38. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей// Вопросы Психологии 1986.- №5.
39. Горшкова В. В. Гуманитарная природа образовательных технологий в межсубъектной педагогической реальности. -Вл-к, 1999.- с.83-85.
40. Гребешок О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие. Калининград: Янтарный сказ, 2000.- 572 с.
41. Гребенюк Т.Б. Дидактика и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогического факультета / Калинингр. Ун-т. -Калининград, 1996. 39 с.
42. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий,- М.: Народное образование, 2000. 240 с.
43. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и психологического исследования.- М.: Академия.-2004.-283с.
44. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: «Пеленг», 1992.-114с.
45. Давыдов В.В. Развитие сознания, способностей и личности младших школьников в процессе учебной деятельности. Минск, 1992 .
46. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор.-1996.-542 с.
47. Данилов М.А. Теоретические основы обучения и воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся // Учен. Зап. Казан. Гос. Пед. Ин-та. Вып. 102.: «Актуальные вопросы обучения в школе». Казань, КГПИ.- 1972.- с. 3-23.
48. Данильцев Г.Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М. 2001. - с. 127-134.
49. Деттерер А.В. Введение в философию и историю образования. Учебное пособие.- Томск, ТГПУ- 1998.- 270с.
50. Дзида Г. А. Развитие у учащихся познавательных умений в процессе решения учебных задач (на материале обучения естественноматематических дисциплин): Дис. .д-ра. пед. наук.- Челябинск, 2001.-296 с.
51. Друянов JI.A. Законы науки, их роль в познании. М: Знание. -1980.-64 с.
52. Егоршина Е.В. Методика исследования мотивов учения // Нач.шк.-1995.-№5.
53. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. -М.: Учпедгиз.- 1961.-239 с.
54. Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Науч.-метод. Пособие.-2-е изд.,перераб. И доп.-М.: Изд.дом Ореол-Лайн,1998.-192 с.
55. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., Просвещение, 1968.- 175с.
56. Захарова Д. И. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся: Дис. . канд. пед. наук.-Якутск, 2002.- 179 с.
57. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация, проведение/ Серия «Экспериментальные образовательные программы/ -М.:ИЦПКПС, 2000. 28 с.
58. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М.:3нание.- 1985. 80 с.
59. Индивидуальные особенности ученика и их оценка: Методические рекомендации / Сост. Л.В. Сгурская. Калининград: КГУ, 1997. - 20 с.
60. Иодко А. Г. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности в процессе обучения химии: Дис.канд. пед. наук.- М., 1983. -183 с.
61. Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе/ Методическое пособие для ПК ППС педагогических вузов, под ред. И.Д. Чечиль. М.: Академия, 2003. 48 с.
62. История педагогики: Учебное пособие/ Константинов Н. А.,
63. Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1982.
64. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М.:Просвещение , 1968.
65. Казанцева J1.A. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования: Дис.д-ра. пед. наук. Казань, 1999. - 315 с.
66. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990.
67. Камышникова Т.А. Исследовательский подход в обучении как средство развития у учащихся самостоятельности необходимого качества социально-активной личности: Дис. канд. пед. наук. - М., 1985. - 254 с.
68. Кан-Калик В.А., Никандров Н.А. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1987. 147 с.
69. Капитонова Т.А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников: Дис.канд. пед. наук. -Саратов, 1996. 196 с.
70. Капица Л.Д. Развитие творческих способностей в учебном процессе. -М.:Просвещение, 1980.
71. Кирюшкин Д.М. Методика обучения химии. -М.: Просвещение, 1970.- 495 с.
72. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. — Рига, «Эксперимент», 1999 .—180 с.
73. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- М.: Арена, 1994. 222 с.
74. Козлова Л.П. Исследовательская работа как средство формирования творческих способностей студентов профессионального педагогического колледжа: Дис.канд. пед. Наук. Брянск, 2000. - 147 с.
75. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии: Методические рекомендации. -Л., 1990. 85 с.
76. Колмыкова Э.И. Развитие продуктивного мышления: Дис.д-ра. пед.наук. М., 1975.-435 с.
77. Коменский Я. А. Великая дидактика. — М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. — 224 с.
78. Комплексная подготовка педагога-исследователя./Под общей редакцией В.А. Дмитриенко.-Томск: Изд-во ТГПУ, 2001.-290 с.
79. Концепция модернизации общего образования в России. Методическое пособие/ Под ред. И.Д.Чечиль.-М.: АПКиПРО, 2003.
80. Кочановская Е.В. Формирование познавательной самостоятельности школьников: Дис.канд.пед.наук. -Калининград, 2000. 183 с.
81. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М.: МГУ, 1999.-80 с.
82. Крапивенский С.Э. Философия.- Волгоград: ВГУ,1999. 172 с.
83. Кузнецов В.Г. Современная наука и философия: Пути фундаментального исследования и перспективы.- М.,Политиздат, 1991.-183с.
84. Кузнецов В.Г. Философия. М.: Инфра-М, 1999.-519 с.
85. Кузьмина Н.В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся //Вопросы Психологии.- 1984. №3.
86. Кунцов А.И. Философия и методология науки. В 2-х ч.- 2-я ч.-М.,Аспект-пресс, 1994.-55с.
87. Кухарев Н.В. Как формировать и диагностировать познавательные интересы и умственную самостоятельность учащихся. Методич. Рек. -Гомель: ГГИУУ, 1989. 48 с.
88. Кухарев Н.В. Педагог- мастер, педагог-исследователь. Гомель: ГГИУУ, 1992.-214 с.
89. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Москва- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК , 1998.- 288 с.
90. Лекторский В.А. Теория познания. В 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1991. -303 с.
91. Леонтович А. В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся : Дис. канд. психол. наук : Москва, 2003. -210 с.
92. Леонтович А.В. . К проблеме развития исследований в науке и образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С.48-63;
93. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001,- С.38-48
94. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование, 1999.- № 10.- С. 152-158.
95. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М., 1975. 304 с.
96. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности при изучении гуманитарных дисциплин: Автореф. дис. .д-ра. пед. наук -М., 1971.-41с.
97. Лернер И.Я. Ознакомление учащихся с методами науки как средство связи обучения с жизнью//Сов. Педагогика.- 1963.- №10 .
98. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций.// Педагогика.-1996.-№2.
99. Лушников A.M. История педагогики. Учеб.пособие для пед.высш. учебных заведений -Екатеринбург, Урал.гос.пед.ун-т, 1995. 367с.
100. Львова И. В. Психологические факторы развития креативности личности : Дис. . канд. психол. наук.- Кемерово , 2005. -203 с.
101. Макотрова Г.В. Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся гимназий: Автореферат дис.канд. пед. наук Белгород, 2001. -23 с.
102. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивацииучения.- М.: Просвещение, 1990.- 192с.
103. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.- 144 с.
104. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972.- 208 с.
105. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии.- 1982. №4. - С. 5-17.
106. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М.: Просвещение, 1977.- 240 с.
107. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью: Дис. д-ра.пед.наук-Киев, 1988.
108. Мельникова Е. Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми // Начальная школа плюс-минус.-1999.-№5.-с. 31-37.
109. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.:Педагогика, 1989. - 219 с.
110. Милорадова Н.Г. Мышление в дискуссиях и решении задач.-М.: АСБ,- 2000.- 160с.
111. Митрош О.И. Формирование исследовательских умений у учащихся педагогических училищ: Дисс. .канд. пед. наук.-Минск, 1993 195 с.
112. Научно-исследовательская деятельность учащихся. Серия: инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве, /отв. Ред. Л.Е.Курнешова. М.:ГОМЦ «Школьная книга», 2001. -204 с.
113. Неустроев Г.Н. Развитие творческих способностей.- М.: Педагогика, 1982.
114. Новиков A.M. Докторская диссертация ?-М.: «Эгвест», 2000. 120 с.
115. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе/Парадоксы,наследия, векторы развития.-М.:Эгвест, 2000. 272 с.
116. О новых программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы // Начальная школа. -1996.-№10; Начальная школа 1997.- №8; Начальная школа - 1998. -№8; Начальная школа - 2000.- №8, №9.
117. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Школьные технологии. -1999.- №1-2.- С. 138-143.
118. Орехов Ф.А. Творческие элементы исследования учащихся. -Магнитогорск, 1975. 52 с.
119. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. -М.-Л.: Гос. из-во, 1957.-371 с.
120. Павлов И.П. Рефлекс цели. Полное собрание соч. -М.-Л., 1951.- Т. 1-с.303-313.
121. Педагогическая энциклопедия: В 4-х томах//под ред. И.А.Каирова, Ф.Н.Петрова М.:Сов. Энц., 1966 г. - т.1 - 832 е., т.2 - 912 е., т.З - 380 е., т.4-912 с.
122. Педагогический словарь. В 2-х томах /глав. Ред. Каиров И.А. -М.:АПН РСФСР, 1990.- 774 с.
123. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой 3-е издание, - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.
124. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. -М.: УМЦ «Школа 2000.», 2003.-16 с.
125. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
126. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. 2-е изд.-М.: Педагогическое общество России, 1999-212 с.
127. Пинкевич А.П. Основы методики естествознания. М.: Изд-во «Работник просвещения», 1930.
128. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М.: Высшая школа, 1984.-175 с.
129. Поддубская Г.С. Формирование самостоятельности в деятельности младших школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук-Минск, 1990. 18 с.
130. Поддьяков А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значении // Исследовательская работа школьников.- 2002. №1.-С. 21-23.
131. Поддьяков А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис.д-ра. Психол. Н.: М. 2001.- 350 с.
132. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: специфика успешности в разных возрастных группах // Исследовательская работа школьников //Научно-методический и информационно-публицистический журнал.- 2003 .-№1. -с.26-29.
133. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. док. психол. наук.- М., 2001.-40с.
134. Пойя Д. Математическое открытие. М.:Наука,1976. -448 с.
135. Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: Дис. д-ра. пед. наук Казань, 1976. - 483 с.
136. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
137. Программа обучения по системе Л.В.Занкова,1-3 классы.-М.:Просвещение, 1996.
138. Психическое развитие младших школьников: Эксперим. Психол. Иссл. / Под ред. В.В.Давыдова.-М.:Педагогика,1990.-168с.
139. Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина: В 2-х т. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2001. - Т. 1. -312с, Т.2. -248 с.
140. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко -М.: Педагог-пресс, 1999.-440 с.
141. Психология развития / Под ред. Марцинковской Т.Д. М.: «Академия», 2001 -352с.
142. Радугин А.А. Философия. М.: Владос, 1995 -200 с.
143. Развитие логической памяти у детей // Под ред. А.А.Смирнова М.: Педагогика, 1976.-256 с.
144. Развитие творческой активности школьников // Под. Ред. А.М.Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. - 155 с.
145. Райков Б.Е., Ульяновский В.Ю., Ягодовский К.П. Исследовательский метод в педагогической работе. JL: Госиздат, 1924. -68 с.
146. Репкин В.В. Развивающее обучение как система. Томск, «Пеленг», 1992.
147. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровней сформированности учебной деятельности. Томск: «Пеленг», 1993 .-61с.
148. Роль философии в научном исследовании / Под ред. А.А.Королькова.- СПб.:ЛГУ, 1990. 109 с.
149. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах-М.: Педагогика, 1989. Том 1.- 488 е.; Том 2. -328 с.
150. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: АПН СССР, 1958.- 147 с.
151. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе. //Начальная школа.-№12.-2000. -С.101-108
152. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников.- 2002.- №1.- С. 34-45.
153. Савенков А.И. Задания и упражнения для развития мыслительных навыков у дошкольников // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 2. М.: Школьная книга,2004.
154. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской практике // Директор школы.- 2004,- №1.- С. 46-50.
155. Савенков А.И. Интеллектуальная одаренность и исследовательское поведение // Одаренный ребенок.- 2003.- №6.- С. 16-21.
156. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников-Ярославль: Академия развития, 2004.- 128с.
157. Савенков А.И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности // Исследовательская работа школьников.-2003.- №2.- С. 38-49.
158. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов.-М.: Генезис, 2005. -203 с.
159. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. СПб.: Питер, 2004. 272с.
160. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования : Автореф. дис. . д-ра психол. наук : Моск. Пед. Гос. Ун-т. -М., 2002.-42 с.
161. Савенков А. И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей : Дис. д-ра пед. наук : Москва, 1997.- 380 с.
162. Свадковский И.Ф. Сущность Дальтон-плана. / Исследовательская работа школьников //Научно-методический и информационно-публицистический журнал.- 2003 .-№1-с.34-46.
163. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: «Народное образование», 1998. 256 с.
164. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников.- 2003. -№3.- с. 136-138
165. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование.// Педагогика. М, 1994.- №5. - с. 16-21
166. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.
167. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. Для учителей и воспитателей. -М.: Просвещение, 1980. 144с.
168. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.-М.: Просвещение, 1976. 160 с.
169. Современная философия науки. Хрестоматия.-М.:Наука, 1994.-256 с.
170. Спиркин А.Н. Творчество в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1989.-43с.
171. Степин B.C. Философская антропология и философия науки.- М.: Высшая школа, 1992,- 191 с.
172. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.-228 с.
173. Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников //Научно-методический и информационно-публицистический журнал. -2003. №1.-с.52-63.
174. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности школьников. -М.:Просвещение, 1988. 175 с.
175. Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании. Сборник статей.- М.: Наука, 1984.
176. Теория и практика педагогического эксперимента. Научные труды.-Куйбышев, 1984.
177. Теория познания /Под ред. Лекторского В.А. и Ойзермана Т.И.-М.:Мысль, 1991.-397с.
178. Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии мышления. -М.: Педагогика, 1981. 177 с.
179. Теплов Б. М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — СПб.: Наука, 2004. — 444 с.
180. Терехова Г.В. Творческие задания как средство развития креативныхспособностей школьников в учебном процессе.
181. Автореф.дис.канд.пед.наук.-Екатеринбург,2002. -20 с.
182. Толстой JI.H. Педагогические сочинения.-М,Педагогика, 1988.-542 с.
183. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-192с.
184. Усманов И.У. Система самостоятельных экспериментальных работ учащихся: Дисс. канд. пед. наук. -М, 1970.-311 с.
185. Усова А.В, Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М.:3нание, 1987.-80с.
186. Успенский В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе: Дис.канд. пед. наук-М, 1967. 283 с.
187. Ушачев В.П. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе производственной практики на основе активного использования знаний по физике: Дис.канд. пед. наук. Челябинск, 1988.- 189 с.
188. Ушинский К.Д. Собрание сочинений . Том 7.- М, 1949.- 132 с.
189. Философия и методология науки. М.: Аргус, 1994.- Часть 1. — 304 с. Часть 2. -132 с.
190. Философия образования для XXI века (сборник статей) // ред. Н.Н. Пахомов, Ю.В. Тупталов.- М.: Логос, 1992.
191. Философия. Учебное пособие для вузов /Кузнецов В. Г, Кузнецова И. Д, Миронов В. В, Момджян К. Х.-М.: Инфра-М, 1999.- 519с.
192. Философский энциклопедический словарь /ред. Е.Ф.Губский.- М.: Инфра-М, 1999.-470с.
193. Фомина Л.Ф. О некоторых тенденциях развития исследовательской деятельности школьников // Исследовательская работа школьников. 2002. -№ 2. -С. 57-72.
194. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов-М.: Просвещение, 1981 .-528с.
195. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: Учебныепособия для студентов пед. Вузов; Сост. И автор ввод. Очерков С.Ф. Егоров. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986. - 432 с.
196. Цветков JLA. Преподавание органической химии,- М.: Просвещение, 1973. 283 с.
197. Частоколенко Я. Б. Динамика первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- Томск, 2004.-19с.
198. ШадриковВ.Д. Способности человека. М., 1997.-288 с.
199. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.-320с.
200. Шамало Т.Н. Учебный эксперимент в процессе формирования понятий: Кн. Для учит. — М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
201. Шамова Т.И. Проблемность стимул познавательной активности /Народное образование.- 1966. - №3.
202. Шаповаленко С.Г., Глориозов П.А. Методика преподавания химии в семилетней школе. М.-Л.: Госиз-во, 1948.-296 с.
203. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981.-208 с.
204. Шашенкова Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа: Дис.канд. пед. наук. -М., 2001.-147с.
205. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.-240с.
206. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высш.1. Школа, 1978.-269 с.
207. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
208. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знания, 1974.-64с.
209. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся //Вопросы Психологии -1999. №3.- с.39-47.
210. Якиманская Н.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.-323с.
211. Яковлев Н.М. Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. М.: Просвещение, 1985.-208 с.
212. Яковлева Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического ВУЗа: Дис. .канд.педагог.наук, -Челябинск, 1977.-192 с.


© Компания «DIplanet», 2011
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Ваше Имя
Ваш телефон
Удобное время звонка
Ваш комментарий
Система Orphus