Для Москвы: +7-916-262-69-45

Для регионов: +7-927-217-93-63

Skype: Dipplanet

E-mail: info@diplanet.ru

ICQ:488-612-958

В честь Всемирного Дня Учителя с 5 по 8 октября в нашей компании действует специальная акция на заказы всех студенческих работ со скидкой 20%! Спешите заказать работу!

Формирование логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития

Формирование логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития

Цена: 450 руб.


Год: 1982
Автор научной работы: Стрекалова, Татьяна Александровна
Ученая cтепень: кандидат психологических наук
Место защиты диссертации: Москва
Код cпециальности ВАК: 19.00.10
Специальность: Коррекционная психология (психология слепых, глухонемых и умственно отсталых детей)
Количество cтраниц: 166

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Особенности логического мышления у нормально развивающихся старших дошкольников
1.2 Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
1.3 Задачи исследования

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ КЛАССИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Задача и методика исследования
2.2 Особенности классификации изображенных предметов детьми с ЗПР
2.3 Особенности классификации геометрических. фигур детьми с ЗПР
2.4 Выводы

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ СУЖДЕНИЙ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Задачи и методика исследования
3.2 Построение суждений с кванторами "все" и некоторые" детьми с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми и умственно отсталыми
3.3 Умозаключения и доказательства у детей с ЗПР, нормально развивающихся и умственно отсталых

Глава 4. ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
4.1 Задачи и методика исследования.
4.2 Особенности наглядно-действенного, мышления детей с ЗПР
4.3 Особенности наглядно-образного мышления детей с ЗПР
4.4 Выводы

Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
5.1 Характеристика групп детей с задержкой псического развития
5.2 Соотношение между уровнем развития словесно-логического и наглядно-образного мышления у детей с ЗПР
5.3 Возможности использования методик исследования с целью диагностики
5.4 Выводы

Глава 6. ФОРМИРОВАНИЕ УМОЗАКЛЮЧАЮЩЕГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
6.1 Задачи и методика исследования. Характеристика испытуемых
6.2 Развитие логического мышления детей с ЗПР в условиях специального обучения
6.3 Выводы
6.4 Психолого-педагогические рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Одна из задач, которые стоят сегодня перед психологической и педагогической науками, - это поиски путей эффективного обучения школьников, преодоление их неуспеваемости. Исследованиями (Т.А.Власова, К.С.Лебединская) показано, что 50% неуспевающих учащихся младших классов составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).
По данным исследований, в начале школьного возраста дети с ЗПР значительно отличается от нормальных детей не только по степени сформированности произвольной деятельности, по эмоционально-личностному отношению к учению, но и по уровню развития мышления (Т.А.Власова, Т.В.Егорова, В.И. Лубовский, Н.А.Никашина, М.С.Певзнер и др.).
Особое значение имеет исследование мышления детей с ЗПР дошкольного возраста.
Исследованиями советских и зарубежных психологов (А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин, Дж.Брунер, А.Валлон, Ж.Пиаже и др.) установлено, что в дошкольном возрасте происходит формирование всех основных мыслительных операций. Дошкольники овладевают умениями классифицировать предметы. Сначала им доступны только чувственно-конкретные формы классификации, затем они начинают выполнять классификацию на словесно-понятийном уровне (Л.С. Выготский, А.А.Люблинская, Ж.Пиаже, Д.Н.Узнадзе и др.).
В настоящее время показано, что детям дошкольного возраста доступно построение суждений с кванторами "все" и "некоторые" и осуществление простых логических выводов (П.Я.Гальперин, Г.А.Корнеева, Н.А.Менчинская, Н.Н.Поддьков, У.В.Ульенкова, Е.В.Филиппова и др.).
К концу дошкольного возраста дети по своим мыслительным умениям оказываются готовыми к усвоению систематических школьных знаний, к овладению некоторыми теоретическими обобщениями.
Несмотря на большую значимость, проблема развития мышления у дошкольников с ЗПР пока изучена мало. Данные о мышлении детей этой группы содержатся в работах Н.В.Елфимовой, Й.Н. Брокане, С.А. Домишкевича и Б.А. Пермяковой, З.М.Дунаевой. Эти авторы отмечают у детей 6-7 лет с ЗПР конкретность мышления; слабое развитие мыслительных операций; большую их продуктивность на предметно-чувственном уровне, чем на вербальном; недоразвитие процессов обобщения и абстрагирования; трудности в установлении приичинно-следственных связей; невладение родовыми понятиями; замедленность, инертность, косность мышления, стремление к шаблону. Вместе с тем у детей с ЗПР в отличие от умственно-отсталых детей обнаруживаются значительно большие потенциальные возможности в развитии мышления.
Заметное отставание и своеобразие в развитии мышления наблюдается у детей с ЗПР в младшем школьном возрасте. Наибольшие особенности отмечаются в развитии словесно-логического мышления (В.Й. Лубовскйй, Т.В.Егорова, Г.Б. Пкумаров и др.). У младших школьников с ЗПР недостаточно сформированы основные мыслительные операции, у них обнаруживается негибкость мышления.
Умозаключающее мышление детей с ЗГР до сих пор не изучалось. Лишь Г.Б. Шаумаров отмечает трудности, возникающие у младших школьников с ЗПР при установлении отношений по аналогии.
Представляется важным определить, какие трудности имеются у дошкольников с ЗПР при выполнении операций логического мышления, а также выяснить, какие условия воспитания и обучения способствуют преодолению указанных трудностей. Решение этих вопросов позволит раскрыть возможности и пути компенсаторного развития мышления у детей с ЗПР еще в дошкольном возрасте, что имеет очень большое значение для подготовки этих детей к усвоению программы общеобразовательной школы.
Все сказанное позволяет считать проблему нашего исследования - формирование логического мышления у дошкольников с ЗПР - научно и практически значимой, актуальной и еще не разработанной.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Развитие логического мышления дошкольников с ЗПР осуществляется по общим закономерностям развития мышления нормальных детей. Вместе с тем в развитии логического мышления детей с ЗПР имеется целый ряд особенностей.
2. К концу дошкольного возраста дети с ЗПР достаточно успешно классифицируют объекты по таким наглядным признакам, как цвет и форма. Однако они больше, чем нормально развивающиеся дети затрудняются в классификации предметов по величине и материалу, в переключении с одного принципа классификации на другой, в оперировании понятиями второй ступени обобщенности.
Вместе с тем по сформированности мыслительных операций дети с ЗПР заметно превосходят умственно отсталых.
3. К концу дошкольного возраста дети с ЗПР не владеют построением простых суждений с кванторами "все" и "некоторые". Однако небольшого обучения для них оказывается достаточно, чтобы они научились строить суждения, но только о предметах, хорошо им известных. Без специального обучения построение умозаключений и доказательств мало доступно старшим дошкольникам с ЗПР.
4. По успешности построения суждений и умозаключений дети с ЗПР не представляют монолитной группы. Они разделяются на четыре подгруппы: (1) дети, приближающиеся по своим показателям к нормальным сверстникам;(2) дети, испытывающие трудности при выполнении заданий, но обнаружившие хорошую обучаемость и после обучения справившиеся с многими заданиями самостоятельно; (3) дети, выполнившие задания заметно хуже детей, отнесенных ко второй группе, но значительно лучше умственно отсталых; (4) дети, по успешности выполнения заданий стоящие близко к умственно отсталым.
5. По уровню развития наглядного мышления дети с ЗПР занимают среднее место между нормально развивающимися детьми и умственно отсталыми. При этом по наглядно-действенному мышлению дети с ЗПР мало уступают нормально развивающимся детям. Наличие положительной корреляции между уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления указывает на тесную взаимосвязь в развитии данных видов мышления у детей с ЗПР, что важно учитывать при разработке как системы формирующего обучения, так и проблем диагностики.
6. Многие использованные в исследовании методики могут применяться для психологического изучения дошкольников при их всестороннем диагностическом обследовании, поскольку получены значимые различия по успешности выполнения заданий детьми трех групп (нормально развивающимися, с ЗПР и умственно отсталыми).
7. У детей с ЗПР имеются большие потенциальные возможности в развитии логического мышления, которые могут быть реализованы в специальном обучении, основывающемся на обычной программе детского сада и направленном на развитие мыслительных операций, формирование системы соподчиненных и соотнесенных понятий, построение суждений и умозаключений определенной структуры.
8. На основе формирующего эксперимента разработаны психолого-педагогические рекомендации к содержанию, формам и способам воспитывающего обучения детей с ЗПР в специальных группах детского сада, направленные на обеспечение развития логического мышления детей с ЗПР в единстве с другими сторонами их познавательной деятельности и личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Проведенное нами исследование показало, что в конце дошкольного возраста дети с ЗПР могут достаточно успешно классифицировать предметы и геометрические фигуры по таким наглядным признакам, как цвет и форма. Вместе с тем по уровню овладения мыслительной операцией классификации дети с ЗПР отстают от нормально развивающихся детей. Они с большим трудом, чем нормальные дети, выделяют в качестве обоих признаков - материал и величину предмета, затрудняются в абстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлении другим признакам, в переключении с одного принципа классификации на другой принцип. Дети с ЗПР слабо владеют понятиями второй степени обобщенности и их отношениями друг с другом (элементами иерархии понятий). Они решают задачи на классификацию предметов и геометрических фигур преимущественно на уровне наглядно-образно-речевого мышления, а не конкретно-понятийного, как это делают многие нормально развивающиеся дети того же возраста.
К концу дошкольного возраста дети с ЗПР заметно превосходят умственно отсталых детей по уровню развития мыслительных операций. Последние еще не могут самостоятельно выделять общие признаки предметов и геометрических фигур - им необходим наглядный образец, а нередко и прямое словесное объяснение принципа классификации. У умственно отсталых детей в большей мере, чем у детей с ЗПР, обнаруживаются трудности в переключении с одного принципа классификации на другой, что, как известно, является для них характерным (инертность, тугоподвижность мышления).
Они еще в меньшей степени владеют понятиями второй степени обобщенности (даже в области житейских понятий) и заметно хуже, чем дети с ЗПР, классифицируют предметы по родовой принадлежности.
Вместе с тем у умственно отсталых детей, как и детей с ЗПР, особые затруднения возникают при классификации предметов по материалу и величине, но у умственно отсталых эти трудности выражены значительно больше, чем у детей с ЗПР. Исследование показало, что к концу дошкольного возраста дети с ЗПР еще не владеют понятиями "все" и "некоторые". При этом незначительного обучения оказывается достаточно, чтобы дети усвоили эти понятия и научились оперировать ими при формулировании суждений. Однако построение суждений с кванторами "все" и "некоторые" становится доступным для детей с ЗПР лишь в пределах хорошо известных им жизненных ситуаций. Дети легче справляются с построением суждений, в которых устанавливается связь между каким-либо видом предметов и присущим ему натуральным признаком (цвет, материал), чем между видом и родом. В целом по успешности построения логических суждений дети с ЗПР ближе к нормально-развивающимся детям, чем к умственно отсталым.
Осуществление логического вывода из двух предложенных посылок еще мало доступно детям с ЗПР. Для производства вывода дети нуждаются в большой помощи взрослого, указывающего направление мысли, выделяющего те зависимости, между которыми следует установить отношения. По умениям строить выводы из двух посылок и доказывать истинность суждений дети с ЗПР стоят ближе к умственно отсталым детям, чем к нормальным.
По успешности построения суждений и умозаключений дети с ЗПР разделились на четыре группы:
1. Дети, приближающиеся по своим показателям к нормально-развивающимся сверстникам,
2, Дети, которые испытывали трудности при выполнении заданий, но проявили хорошую обучаемость и выполнили самостоятельно большую часть заданий.
3. Дети, которые показали результаты значительно ниже, чем дети с нормальным развитием, но заметно выше умственно отсталых, 4, Дети, стоящие близко к олигофренам по успешности выполнения экспериментальных заданий.
Выделенные группы детей различались между собой не только по успешности выполнения заданий, но и по особенностям деятельности, поведения, речи, моторики, успешности усвоения знаний, катамнестическим данным. С целью сопоставления уровней развития словесно-логического и наглядного мышления у одних и тех же детей исследовалось, как дошкольники решают наглядно-действенные и наглядно-образные задачи.
Исследование показало, что по уровню развития наглядно-действенного мышления дети с ЗПР мало отличаются от детей, развивающихся нормально, и заметно превосходят умственно отсталых. По уровню развития наглядно-образного мышления дети с ЗПР занимают среднее место между другими группами. Установлена значимая положительная корреляция между уровнем развития наглядно-образного и словесно-логического мышления у дошкольников с ЗПР. Это еще раз подчеркивает тесную взаимосвязь в развитии названных форм мышления и является важным при разработке как системы формирующего обучения, так и проблем диагностики.
У детей с ЗПР обнаруживались индивидуальные различия при выполнении всех экспериментальных заданий, при этом различия были более отчетливо выражены при выполнении заданий на построение утвердительных суждений и при решении наглядных задач (матриц Равена), оказавшихся по отношению к детям с ЗПР заданиями средней степени сложности. В относительно более легких и более трудных заданиях индивидуальные различия были выявлены в меньшей степени.
Полученные в исследовании результаты, свидетельствующие о разной успешности выполнения экспериментальных заданий тремя группами испытуемых (развивающихся нормально, с ЗПР и умственно отсталых), а также выявленные индивидуальные различия внутри группы детей с ЗПР, позволяют считать, что использованные в исследовании методики могут применяться при психологическом изучении дошкольников, составляющем часть их разностороннего диагностического обследования.
Проведенный обучающий эксперимент, основывающийся на программе детского сада и ставящий своей целью развитие мыслительных операций, формирование системы соподчиненных и соотнесенных понятий, построение суждений и умозаключений по определенной структуре, показал большие потенциальные возможности развития логического мышления у детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте.
На основе экспериментального исследования разработаны психолого-педагогические рекомендации к содержанию, формам и способам воспитывающего обучения детей с ЗПР в специальных группах детского сада, направленные на обеспечение развития логического мышления детей с ЗПР в единстве с другими сторонами их познавательной деятельности и личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДИССЕРТАЦИИ

1.Абдурасулова В.П. Некоторые пути формирования способности к обобщению у младших школьников (на материале математики). - Вопросы психологии, 1979, № 5, с.126-129.
2.Белопольская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - М., 1976. - 21 с.
3.Белоус В.П. Психологические особенности формирования предметных и вербальных интеллектуальных операций у дошкольников. (На материале усвоения отношений порядка): Автореф. дис. ... канд.психол.наук. - М., 1978. - 20 с.
4.Белоус В.П. 0 способах решения логических задач дошкольниками. - Новые исследования в психологии, 1978, вып.2(19), с.55-59.
5.Белоус В.П. Значение условности в формировании способов логического мышления у дошкольников. - Вопросы психологии,1978,  № 4, с.36-45.
6.Бгажнокова И.М. Мыслительные операции у умственно отсталых школьников. - Дефектология, 1975, № 3, с.24-29.
7.Бильчугов С.Ю. Формирование элементов формальной логики у детей дошкольного возраста. - Вопросы психологии, 1979, № 4, с.56-65.
8.Блинова А.И. Развитие доказательного мышления у умственно отсталых детей. - Дефектология, 1975, № I, с.21-24.
9.Блинова А.И. О некоторых путях развития доказательного мышления у учащихся начальных классов вспомогательных школ. - Дефектология, 1980, № 6, с.54-57.
10.Елонский П.П. Развитие мышления школьника. - М.: Учпедгиз, 1935. - 128 с.
11.Блонский П.П. Память и мышление. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1935. - 214 с.
12.Блонский П.П. Психология доказывания и ее особенности у детей. - Вопросы психологии, 1964, № 3, с.40-54.
13.Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать. - Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология. - М.: Знание, 1981, №9.-96 с.
14.Брокане И.Н. Особенности вербально-ассоциативной и мыслительной деятельности у шестилетних детей с разным уровнем умственного развития: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - М., 1981. - 23 с.
15.Брунер Дж.С. Процесс обучения. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 84 с.
16.Важенина Ф.Г. Развитие у младших школьников общего умственного действия классификации в условиях управления их умственной деятельностью: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - Л., 1977. - 19 с.
17.Валлон А. От действия к мысли: Очерк сравнительной психологии. - М.: И.Л., 1956. -  238 с.
18.Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. - 196 с.
19.Веклерова Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1974. -149 с.
20.Венгер Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста. - Дошкольное воспитание, 1972, № I, с.30-35.
21.Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольника. - Дошкольное воспитание, 1974, № 7, с.30-37.
22.Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей. - Дефектология, 1975, № 6, с.8-17
23.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1967. - 207 с.
24.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
25.Войтенко Л.Ф. Особенности формирования доказательств у детей дошкольного возраста: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - Киев, 1970. - 16 с.
26.Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения: Сборник научных трудов /Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной (С.Г.Шевченко, Г.И.Жаренкова, Г.М.Капустина, Н.А.Цыпина, Р.Д.Тригер и др.). - М., I98I.-I00 с.
27.Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологическое исследование /Под ред. и со вступ. статьей В.Колбановского. - М.-Л.; Соцэкгиз, 1934. - 324 с.
28.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь: Проблемы психического развития ребенка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
29.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
30.Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. - Вопросы психологии, 1969, № I, с.15-26.
31.Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Пиаже о развитии детского мышления. - В кн.: Дж.Флейвелл. Генетическая психология Жана Пиаже. - М., Просвещение, 1967, с.596-621.
32.Говоркова А.Ф. В защиту эмпирического обобщения. - Вопросы психологии, 1971, № 6, с.78-88.
33.Голубева Л.Р. Различия в классификации предметных картинок у детей 4-7 лет и их причины. - В кн.: Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л., 1970, т. 340, с. 47-58
34.Давидов В.В. Требования современного начального обучения к умственному воспитанию детей дошкольного возраста. - Дошкольное воспитание, 1970, № 4, с.50-54.
35.Давъщов В.В. Виды обобщений в обучении. (Логико-психо¬логические проблемы построения учебных предметов). - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.
36.Даввдова С.И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - М., 1976. - 20 с.
37.Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А.Вентера и В.В.Холмовской. - М.: Педагогика, 1978. - 248 с.
38.Домишкевич С.А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - М., 1977.¬23 с.
39.Домишкевич С.А., Пермякова В.А. Умственная работоспособность старших дошкольников с отклонениями в развитии (сравнительно со здоровыми сверстниками). - В кн.: Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Иркутск, 1977, с.88-97.
40.Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции: Автореф.дис. ... канд.пед.наук. - М., 1980. - 22 с.
41.Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. - Дефектология, 1980, № 4, с.27-34.
42.Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Пер.с англ. Н.М.Никольской /Под ред. Н.Д.Виноградова. - 2-е изд. - Берлин: Госиздат, 1922. - 196 с.
43.Егорова Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - М., 1969. - 14 с.
44.Егорова Т.В. Некоторые особенности умственного развития неуспевающих младших школьников. - В книге: Дети с временными задержками развития /Под ред. Т.А.Власовой и М.С.Певзнер. М.: Педагогика, 1971, с.157-163.
45.Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Педагогика,1973. - 150 с.
46.Егорова Т.В. Формирование способности к умозаключению по аналогии у младших школьников с задержкой психического развития. - В кн.: Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития. М., 1975, с.356-357.
47.Егорова Т.В. Процессы обобщения и абстрагирования у детей с задержкой развития при решении задач на классификацию. - В кн.: Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. Иркутск, 1979, с.18-34.
48.Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно -образного мышления у аномальных детей. - Дефектология, 1975, № 4, с.3-15.
49.Елфимова Н.В. Роль мотивации при поэтапном формировании умственных действий. - Дефектология, 1978, № 2, с.12-17.
50.Ерицян М.С. Психология дедуктивных умозаключений: Автореф.дис. ... канд.пед.наук (по психол.). - М., 1963. - 15 с.
51.Ерицян М.С. Психологические особенности дедуктивного умозаключающего мышления детей школьного возраста: (Первый - четвертый классы). - Ереван: Луйск, 1975. - 159 с.
52.Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и слову. - Дефектология, 1972, № 4, с.29-35.
53.Жаренкова Г.И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с задержкой психического развития в специальной школе. - Дефектология, 1981, № 2, с.3-8.
54.Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателей детских садов.-2-е изд., доп. - М: Просвещение,1978.-96 с.
55.Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка: Учебное пособие для пед. ин-тов. - М.: Учпедгиз,1939. - 64 с.
56.Запорожец A.B. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников. - Дошкольное воспитание, 1972, № 4, с.37-42.
57.Запорожец A.B., Луков Г.Д. О развитии рассуждения у ребенка младшего возраста. - В кн.: Научные записки Харьковского государственного педагогического института, т. VI, 1941, с.139- 149.
58.Запорожец A.B., Зинченко В.П., Эльконин Д.Б. Развитие мышления. - В кн.: Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов /Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 1964, с.183-246.
59.Зарандия М.И. К вопросу о развитии умственных операций у детей дошкольного возраста. - Психологические исследования/ АН ГССР; Ин-т психологии им. Д.Н.Узнадзе; под ред. А.С. Прангишвили. - Тбилиси: Мецниереба, 1971, вып. II, с. 70-79.
60.Зинченко П.И. Психология запоминания. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
61.Иванова А.Я. "Обучающий эксперимент" как метод оценки умственного развития детей: Методические рекомендации. - М., 1973. - 31 с.
62.Иванова A.A. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 97 с.
63.Исследование развития познавательной деятельности /Под ред. Дж.Брунера, Р.Олвер и П.Гринфилд. - М.: Педагогика,1971. Гл.З. Р.Р.Олвер, Д.Р.Хорисби. О составлении групп эквивалентных предметов, с.99-118.
64.Ким С.Г. Развитие обобщений у умственно отсталых детей дошкольного возраста (на материале величины): Автореф.дис. ... канд.пед.наук. - М., 1976. - 23 с.
65.Ковдаков Н.И. Логика. - М.: изд-во АН СССР, 1954. - 512 с,
66.Ковдаков Н.И. Введение в логику. - М.: Наука, 1967. - 466 с.
67.Корнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятий у детей дошкольного возраста. (На материале математических понятий): Дис. ...канд.психол.наук. - М., 1974. - 130 с.
68.Косма Т.В. Влияние обучения на развитие действия классификации у младших школьников. - Вопросы психологии, 1964, № 3, с.65-74.
69.Косма Т.В. Роль обучения в развитии классификации у детей. В кн.: ХУШ Международный психологический конгресс. Симпозиум 32. Обучение и умственное развитие. М., 1966, с.187-190.
70.Костюк Г.С. Вопросы психологии мышления. - В кн.: Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР,1959, т.1, с.357-440.
71.Котетишвили И.В. О роли языка в формировании логически процессов у дошкольников. - Психологические исследования /АН ГССР; Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе; под ред.А.С.Прангишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1971, вып.П, с.99-105.
72.Крылова М.В., Маркова М.Ф., Тимошкин А.П. Формирование дедуктивных умозаключений на материале сюжетного содержания и буквенных обозначений. - В кн.: Экспериментальные исследования по проблеме перестройки начального обучения: Материалы I Межре¬спубликанского симпозиума. - Тбилиси, 1969, с.375-394.
73.Крылова М.В. О психологии дедуктивных умозаключений младших школьников: Дисс. ... канд.психол.наук. - Саранск,1970. 264 с.
74.Кудрявцева Е.М., Соловьев Й.М. Обобщающее познание у слабо успевающих школьников: к характеристике познавательной деятельности учащихся с задержанным развитием. - В кн.: Дети с временными задержками развития /Под ред. Т.А.Власовой и М.С.Певзнер. - Н.: Педагогика, 1971, с.146-157.
75.Лидере А.Г. Логические структуры классификации у дошкольников. - В кн.: Вопросы теоретической и прикладной психологии. Л.: изд-во МГУ, 1975, с.24-25.
76.Лидере А.Г. О конкретно-операциональном мышлении в дошкольном возрасте. - Вопросы психологии, 1979,№ 6, с.118-120.
77.Лидере А.Г. Феномены Пиаже и их действительные источники. - Вестники МГУ, 1980, № 3, с.18-32.
78.Лидере А.Г. Методы исследования умственного развития ребенка: Учебное пособие. М.: изд-во МГУ, 1980. - 34 с.
79.Лидере А.Г. Решение дошкольниками задач на включение. Новые исследования в психологии /АПН СССР. М.: Педагогика, 1981, № 2(25), с.39-43.
80.Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. - Дефектология, 1971, № 6, с.15-19.
81.Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой развития. - Дефектология, 1972, № 4, с.10-16.
82.Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1978. - 224 с.
83.Лубовский В.И. Задержка психического развития как психолого-педагогическая проблема. - В кн.: Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. Иркутск, 1979, с.3-17.
84.Люблинская A.A. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей. - Дошкольное воспитание, 1960,№ 7, с.40-47.
85.Люблинская A.A. Детская психология: Учебное пособие для пед. ин-тов. - М.: Просвещение: 1971. - 415 с.
86.Максименко С.Д., Бех И.Д. Психологический анализ механизма классификации у младших школьников. - Вопросы психологии, 1980, № 5, с.78-89.
87.Менчинская H.A. Вопросы умственного развития ребенка: (В помощь лектору. Б-чка "Актуальные проблемы педагогики и психологии". Вып.2. - М.: Знание, 1970. - 32 с.
88.Минская Г.И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста: Автореф.дис. ... канд.пед.наук (по психол.). - М., 1954. - 15 с.
89.Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей: (сравнительно с нормой). - М.: Просвещение, 1969. - 280 с.
90.Мухина B.C. Психология дошкольника. - М.: Просвещение, 1975. - 240 с.
91.Мышление и речь: Сборник статей /Под ред. Н.И. Жинкина и Ф.Н.Шемякина. - М., 1963. - 272 с.
92.Недоспасова В.А. Формирование критического рассуждения ребенка. - Новые исследования в психологии,1978,№ 2(19), с.37-40.
93.Некрасова К.А. О формировании обобщений у детей дошкольного возраста. - Дошкольное воспитание,1950,№ 3,с.32-41.
94.Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления: (Формирование элементов научного мышления у ребенка). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 152 с.
95.Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 191 с.
96.Обухова Т.И. О некоторых аспектах развития обобщений у детей дошкольного возраста. - Новые исследования в психологии, 1975, № 2, с.35-36.
97.Особенности познавательной деятельности дошкольников с отклонениями в развитии /С.А.Домишкевич, Л.Г.Красовская, Р.К. Луцкина, В.А. Пермякова. - В кн.: Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Иркутск, 1977, с.75-88.
98.Особенности познавательной деятельности и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста: Методическое письмо /М-во просвещения СССР; НИИ дефектологии АПН СССР. - М.: Просвещение, 1978. - 32 с.
99.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж.И.Шиф. - М.: Просвещение, 1965. - 343 с.
100.Певзнер М.С. Дети - олигофрены: (Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). - М.,1959. - 486с.
101.Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психофизического развития. - В кн.: Дети с временными задержками развития: Сборник статей /Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певзнер. М., Педагогика, 1971, 207 с.
102.Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. - М.: Изд-во АПН РСФСР,1963. - 224 с.
103.Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). - М.: Педагогика, 1982. - 104 с.
104.Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии. - Дефектология,1972,№ 4, с.23-28.
105.Переслени Л.И., Шошин П.Б. Особенности внимания и восприятия. - В кн.: Обучение детей с задержкой психического развития. М., 1981, гл.II, с.10-14.
106.Пермякова В.А. Индивидуально-типические особенности обучения младших школьников в норме и при отклонениях в развитии. - В кн.: Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. Иркутск, 1975, с.15-37.
107.Пермякова B.A. Типические особенности умственного развития младших школьников в норме и при отклонениях. - В кн.: Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. Иркутск, 1979, с.61-77.
108.Петренко Г.Г. Генезис действия классификации у дошкольников: Дис. ... канд.психол.наук. - Киев,1973. - 161 с.
109.Петрова В.Г. Роль педагогического воздействия в развитии мышления умственно отсталых детей. - Специальная школа, 1967, вып. 3 (123), с.77-81.
110.Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Просвещение,1968. - 158 с.
111.Пиаже Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: Классификации и сериации. - М.: ИЛ, 1963. - 448 с.
112.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - M.-Л.: Учпедгиз, 1932. - 412 с.
113.Подцубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с задержкой психического развития. - Дефектология, 1980, № 4, с.21-26.
114.Поддьяков H.H. 0 формировании наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста. - Вопросы психологии, 1973, № 3, с.I14-120.
115.Поддьяков H.H. Общие вопросы умственного воспитания в детском саду. - В кн.: Научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в СССР: Тез.докладов Советско-Американского семинара по проблемам дошкольного воспитания. М.,1975, с.54-57.
116.Поддьяков H.H. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977. - 271 с.
117.Поддьяков H.H. Психолого-педагогическое исследование содержания и методов умственного воспитания. - В кн.: Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. М.: Педагогика, 1980, гл.1, с.5-28.
118.Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития. - Дефектология, 1981, № 3, с.17-26.
119.Постовская В.А. О сравнении предметов учащимися вспо¬могательной школы. - Специальная школа, 1964, вып.2 (НО), с.44-46.
120.Проскура Е.В. Усвоение отношений между элементами серий объектов детьми дошкольного возраста: Автореф.дис. ... канд. пед.наук (по психологии). М., 1967. - 20 с.
121.Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения: Экспериментальные исследования /АН СССР, Ин-т философии; Под ред. С.Л.Рубинштейна. - М., I960. - 168 с.
122.Психологические проблемы неуспеваемости школьников. /Под ред. Н.А.Менчинской. М.: Педагогика, 1971. - 272 с.
123.Психология /Под ред. А.А.Смирнова и др. - М.: Учпедгиз, 1962. - 559 с.
124.Пускаева Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития (на материале решения классификационных задач). - Дефектология, 1980, № 3, с.10-18.
125.Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей. Клинико-психологическое обоснование дифференцированного отбора и обучения: Автореф.дис. ...канд.психол.наук.-М.,1977. - 16с.
126.Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Педагогика, 1978. - 231 с.
127.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для высш. пед. учеб. заведений и ун-тов. - Изд.2-е. - М., Учпедгиз, 1946. - 704 с.
128.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - Изд.2-е. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
129.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школь¬ника: Учебное пособие. - 2е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.
130.Рузская А.Г. Роль непосредственного опыта и слова в образовании обобщений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ...канд. пед. наук (по психологии). - М., 1954. - 13 с.
131.Синев В.Н. Индуктивные и дедуктивные умозаключения учащихся вспомогательной школы. - Дефектология, 1973, № 3, с.32-37.
132.Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Автореф.дис. ...канд.психол.наук. - М., 1978. - 21 с.
133.Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. - Минск: Нар.асвета, 1977. - 95 с.
134.Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1975. - 175 с.
135.Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. - Киев: Рад.школа, 1980. - 143 с.
136.Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. -451 с.
137.Ульенкова У.В. О формировании дедуктивного умозаключающего мышления у детей дошкольного возраста: Дис. ...канд. пед.наук (по психологии).Горький, 1954. - 284 с.
138.Ульенкова У.В. К проблеме ранней компенсации задержки психического развития. - Дефектология,1980, № I, с.3-8.
139.Ульенкова У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития: Учебное пособие. - Горький, 1980, - 58 с.
140.Умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н.Н. Поддьякова. - М.: Педагогика, 1972. - 288 с.
141.Учебно-воспитательная работа в школе для детей с задержкой психического развития: (Сборник научных трудов) /Под ред. Т.А.Власовой и Н.А.Никашиной (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, Г.М.Капустина, С.Г.Шевченко, Г.И. Жаренкова и др.). - М.,1977.- 99 с.
142.Филиппова Е.В. О психологическом механизме перехода к операциональной стадии развития интеллекта у детей дошкольного возраста. - Вопросы психологии, 1976, № I, с.82-92.
143.Филиппова Е.В. Психологические предпосылки формирования логических операций у детей дошкольного возраста: Дис. .. канд.психол.наук. - М., 1977. - 238 с.
144.Флейвелл Джон X. Генетическая психология Жана Пиаже.- М.: Просвещение, 1967. - 623 с.
145.Цикото Г.В. Некоторые особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд.психол.наук. - М.,1971. - 21 с.
146.Цымбалюк А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - М., 1974. - 20 с.
147.Шаумаров Г.Б. Дифференциальная психологическая диагностика задержки психического развития на основе анализа стандартизованной методики: Дисс. ... канд.психол.наук. - М., 1980. - 148 с.
148.Шевченко С.Г. Овладение "житейскими" понятиями детьми с задержкой психического развития. - В кн.: Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития. Тезисы докладов. М., 1975, с.486-487.
149.Шевченко С.Г. Особенности усвоения элементарных общих понятий детьми с задержкой психического развития. - Дефектология, 1976, № 4, с.20-28.
150.Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. - Изд.2-е. - Петроград,1922. - 280 с.
151.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, I960. - 328 с.
152.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. - Вопросы психологии, 1971, № 4, с.6-20.
153.Эм З.Б. Педагогическая характеристика учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф.дис. ... канд.пед. наук. - М., 1974. - 18 с.
154.Эм З.Б. К вопросу о педагогической характеристике учащихся вспомогательных школ. - В кн.: Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. Иркутск,1975, с.38-60.
155.Эрдниев Б. Системный подход в упражнениях по развитию логического мышления у детей. - Дошкольное воспитание, 1976, № I, с.38.
156.Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития. - Дефектология, 1976, № 3, с.35-44.
157.Kayden A.H.,Saith R.K. Hippel C.S.,Baer S.A. Maiastrei Ming Prescheolers: Children with LearBiag DisabilitiesUS,1970.


© Компания «DIplanet», 2011
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Ваше Имя
Ваш телефон
Удобное время звонка
Ваш комментарий
Система Orphus